Официальный сайт
Депутата Законодательного
собрания Нижегородской области
Олега Борисовича
Шавина
:
:
 | 
ПОГОДА В РАЙОНЕ
Шахунья
Урень
Ветлуга
Тонкино
Шарангa
Тоншаево

Г.о.г. Шахунья

Шахунский район образован в 1926 году из трех волостей при слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В связи с недостаточной обеспеченностью жильем и административными помещениями рабочего поселка станции Шахунья, центром района до 1930 года было село Хмелевицы.

Возникновение и развитие сегодняшнего административного центра — г. Шахунья — связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Киров. В 1912 году прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода, трасса будущей магистрали прошла рядом с деревней Шахунья, в трех километрах от которой согласно проекту должна быть станция. Небольшая деревушка Шахунья получила свое название от речки Шахунки, впадающей в речку Шара в самом ее верховье.

Название речки объясняют по-разному. Одни говорят, что речка исстари была узкой, в любом месте ее легко было перешагнуть (“перешахивать”). Другие рассказывают, что в долине речки были большие запасы торфа, и торфяные берега легко размывались водой во время осенних дождей и в весеннее половодье. Из-за этого речка часто меняла русло, приходилось переносить мосты через нее. Речка “шахала”. (Порой и сейчас в здешнем говоре можно услышать слово шахать вместо шагать.)

Месторасположение станции Шахунья было предопределено между двумя небольшими речками: Черной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.

Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. С началом первой мировой войны строительство железной дороги остановилось, возобновившись только в 1918 году. Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны Нижнего Новгорода. В 1927 году был выстроен вокзал, который существовал до 1998 года. Началось строительство типовых одноэтажных домов для железнодорожников. Росту поселка при станции способствовала созданная в 1924 году коммуна “Луч Свободы”.

В 1926 году население поселка при станции Шахунья составляло всего около 300 человек. Большое значение в развитии поселка сыграло строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырех лет и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда потребовалось много рабочих рук. Далее создавались железнодорожные предприятия: дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические мастерские, создается железнодорожная строительная организация – стройучасток № 7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.

С 1938 по 1943 год население Шахуньи увеличилось на пять тысяч человек и к началу 1943 года достигло 18,5 тыс. человек. 27 октября 1943 года решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в город.

Молодой город в послевоенные пятилетки в короткий срок превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. На сегодняшний день и на протяжении уже многих лет Шахунский район по уровню социально-экономического развития занимает лидирующее положение среди северных районов области.

Согласно закону Нижегородской области от 01.11.2011 №153-З муниципальные образования Шахунского муниципального района преобразованы в городское поселение со статусом городского округа с наименованием «город Шахунья».

01.01.2013 Шахунский район преобразован в городской округ город Шахунья.